Как не попасться на «удочку» интернет-мошенников

На фоне массового перехода на дистанционное обслуживание и удаленную работу участились случаи мошенничества в сфере банковских услуг и торговли через Интернет.

Фальшивые интернет-сайты умело маскируются под реальные сайты банков, их партнеров, страховых организаций и вынуждают пользователей раскрывать свои логины и пароли. При переходе на такие сайты пользователь не догадывается, что использует «личный кабинет» не реального банковского сайта, а страницы-фальшивки. При вводе логина и пароля эти данные получают злоумышленники, которые могут сразу воспользоваться ими уже в настоящем личном кабинете.

Аналогичным образом работают фальшивые сайты магазинов, на которых покупатель вводит данные своей карты и оплачивает интересующий товар, но не реальному продавцу, а мошеннику.
Подобный вид мошенничества называется «фишинг» (с англ. «рыбная ловля», «выуживание»). Суть этого метода заключается в создании интернет-страницы, максимально похожей на реально существующий сайт. Гости сайта видят известное название, логотип, но при беглом просмотре не замечают их отличия от подлинных.
За несколько недель существования такой страницы ее могут посетить несколько тысяч человек. Чаще всего на страницы-фальшивки попадают по ссылкам из электронной почты. Письмо, присланное якобы от банка или страховой организации, умело замаскировано под реального отправителя. Интерес у пользователя вызывают льготные условия кредитования, высокий процент ставки по вкладу, выгодный кэшбэк или информация о задолженности.

Чтобы не попасться на уловку мошенников, важно уметь различить подмену сайта, например:
- отличие в логотипе и названии реальной организации-владельца сайта,
- отличие интернет-адреса поддельной страницы на один-два символа от оригинала,
- требование перевести денежную сумму с целью «проверить» банковскую карту, получить кредит/заем,
- письмо с угрозами, например, о задолженности по кредиту при отсутствии правоотношений с банком, о блокировке счета и личного кабинета.

Следует внимательно изучить адрес сайта своего банка (страховой, микрофинансовой организации, интернет-магазина) и его наименование. Проверить информацию можно на официальном сайте Банка России cbr.ru в разделе «Финансовые рынки», в котором опубликованы реестры кредитных, микрофинансовых, страховых организаций, кредитных кооперативов со сведениями об их сайтах, официальном наименовании, адресах и лицензиях. Такая проверка окажется полезной также при дистанционном оформлении услуги с ранее неизвестными финансовыми организациями.

Если сайт не совпадает с тем, что значится в реестрах, следует немедленно его покинуть. При получении сообщений и писем о задолженности, блокировке счета следует проверить эту информацию, обратившись непосредственно в банк/микрофинансовую организацию по адресам или телефонам «горячей линии», указанным в реестрах на сайте Банка России, на официальных сайтах организаций или в договорах на обслуживание.