Когда и как заблокируют платеж с целью защиты от мошенничества

В целях противодействия хищению денежных средств с банковских счетов в Федеральном законе от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» появились правила временного приостановления банковских операций в случае, если банк заподозрит проведение операции в отсутствие согласия владельца счета. Согласно закону кредитные организации при выявлении такого платежа обязаны приостановить перевод на два рабочих дня и затребовать у клиента подтверждение операции. Эти правила действуют с 26 сентября 2018 года и активно применяются банками.

Ранее ряд банков уже использовали запрос подтверждения платежей по онлайн-системам, но особенность нововведения в том, что теперь это стало обязанностью для всех находящихся на территории России кредитных организаций. При этом клиент не может заранее разрешить проведение всех своих платежей, тем самым отказавшись от процедуры запроса подтверждения.

Признаки «сомнительного» перевода установил Банк России и разместил на своем официальном сайте: это отличие платежа от обычных операций клиента, а также наличие получателя или устройства, с которого совершается платеж, в базе данных Банка России о случаях и попытках переводов без согласия клиента. База данных будет пополняться по мере выявления банками мошеннических операций. Процедуру выявления таких операций каждый банк устанавливает самостоятельно.

После приостановления «подозрительного» платежа банк свяжется с клиентом и запросит подтверждение, чтобы убедиться, что платеж совершается владельцем счета. Порядок взаимодействия банка и клиента регламентируется не законом, а договором между ними, в том числе правилами банковского обслуживания, актуальную редакцию которых можно найти на официальных сайтах банков. Как правило, используется самый быстрый способ связи – звонок или SMS-сообщение.

В соответствии с требованиями закона, если подтверждение операции получено, банк возобновит операцию незамедлительно. Если клиент операцию не совершал, платеж будет отменен. Если же клиент не ответил на сообщение банка, платеж будет возобновлен по истечению двух рабочих дней. Это особенно важно учитывать при осуществлении платежей, поскольку игнорирование сообщений может привести к «заморозке» платежа на два дня, а если платеж совершают злоумышленники – к списанию денежных средств по истечении двух дней в их пользу.

В Правилах комплексного банковского обслуживания ООО КБ «Калуга» для подтверждения совершения операций по системе «Интернет-Банк» предусмотрено использование SMS-кодов в случаях, если банк обнаружит операцию, подпадающую под признаки перевода денежных средств без согласия клиента (пункт 8.4.12). В целях безопасности установлено ограничение на количество попыток ввода и на срок действия SMS-кода.

Изучив требования надзорных органов, ООО КБ «Калуга» составил несколько рекомендаций для упрощения взаимодействия с банками по вопросам приостановления платежей: - в обязательном порядке следует ознакомиться с правилами банка, выяснив, каким способом банк затребует подтверждение операции, какие действия должен совершить клиент, чтобы платеж был совершен, и что делать, если платеж совершают мошенники,

  • проверить актуальность номеров телефонов или адреса электронной почты, имеющихся в банке (в зависимости от того, по какому каналу осуществляется взаимодействие);
  • можно выделить отдельный номер телефона для связи с банком или назначить сотрудника, ответственного за своевременное принятие уведомлений от банка;
  • при сомнении в том, что запрос подтверждения исходит от банка, – обратиться в банк;
  • оперативно реагировать на уведомления банка о запросе кода подтверждения для предотвращения мошеннических платежей;
  • соблюдать требования безопасности по работе в системах дистанционного банковского обслуживания. (здесь ссылка на раздел «Интернет-банк»);

Важно понимать, что действия банков о приостановлении платежей направлены на обеспечение безопасности расчетов посредством дистанционного обслуживания.